Методология

РЕЙТИНГ РЕЙТИНГОВ

«Кто тут главный?», «Кто последний?» и «За кем будете?» - три вопроса, без ответов на которые трудно сориентироваться не только в очереди в кассу, но и в расстановке сил на рынке продвижения сайтов.

Команда SEOpro прекрасно это понимает, и поэтому мы идём навстречу тем, кто находится в поиске подходящей компании для продвижения собственного веб-ресурса.

Именно для вас мы разработали Обобщающий рейтинг SEO-компаний, или, как мы его скромно называем – «Рейтинг Рейтингов». В нем учтены позиции игроков рынка в наиболее авторитетных отраслевых чартах, что позволяет представить максимально беспристрастную общую картину распределения сил. Теперь, пока вы находитесь в предвкушении, мы в нескольких словах расскажем, как нам это удалось.

КАК НАМ ЭТО УДАЛОСЬ

Не все рейтинги одинаково полезны, объективны и авторитетны. Поэтому каждому рейтингу мы присвоили коэффициент значимости.

Под наше пристальное наблюдение попали четыре рейтинга:

Ktoprodvinul.ru

Seonews.ru

Tools.promosite.ru

Cmsmagazine.ru

А теперь о каждом по порядку:

Ktoprodvinul.ru. Разрабатывает этот рейтинг с говорящим названием агентство ALTWeb Group. Место, отведённое в нём для каждой компании, зависит от совокупных позиций сайтов клиентов, собранных на проекте MegaIndex. Компании ранжируются по совокупной оценочной коммерческой стоимости продвижения каждого из клиентских сайтов. Цена, как известно, играет не последнюю роль при выборе той или иной SEO-компании, поэтому рейтинг от ALTWeb Group получает высокий добавочный коэффициент - 0,8.

Seonews.ru. Издание проводит комплексные исследования рынка с 2007 года, и на протяжении всех этих лет с успехом публикует свои «Национальные рейтинги». Наиболее ценными являются рейтинги «SEO глазами клиентов». Работа команды Seonews – это комплексные многолетние исследования, которые заслуживают высокой оценки. Поэтому им был присвоен коэффициент 1,1.

Tools.promosite.ru. Разработчики этого рейтинга избрали, пожалуй, один из самых простых способов ранжирования SEO-компаний, взяв за основу рейтинга число сотрудников-оптимизаторов, занятых в них. При этом информация берётся не из каких-то официальных источников. Считаются пользователи, которые при регистрации на сервисе tools.promosite.ru указали своего работодателя. По этим причинам данному рейтингу был присвоен добавочный коэффициент 0,6.

Cmsmagazine.ru. Рейтинг более известен под именем «Рейтинг Рунета». Здесь за основу берётся количество проектов, а также суммарный тИЦ и PR сайтов клиентов, поэтому данный ранжированный список можно назвать объективным и отражающим эффективность работы SEO-компаний. «Рейтинг Рунета» получает коэффициент 0,85.

МЕТОДОЛОГИЯ

Для учета общего рейтинга вычисление среднеарифметической нормированной позиции в рейтинге не годится, так как в этом случае неоправданно снижается итоговый рейтинг в случае, если компания получила низкое место хотя бы в одном из рейтингов. Так, например, если компания лидирует в 4 рейтингах, а в пятом имеет место ниже десятого, у нее почти нет шансов попасть в топ-10, хотя она этого, безусловно, заслуживает.

Наиболее целесообразным представляется вычисление среднегеометрического значения суммированием нормированных обратных показателей. Однако, в этом случае получается неоправданно низким на итог влияние одного из рейтингов, в котором компания получила низкое место или не попала в этот рейтинг. Ситуация противоположная описанной выше. В этом случае очень слабо учитывается авторитет рейтинга, в котором компания заняла низкое место. Компания, имеющая хорошие позиции во всех рейтингах, должна иметь преимущество перед теми, кто в некоторых рейтингах имеет низкие позиции.

Кроме того, некоторые рейтинги включают 100 (и более) компаний, один рейтинг – 50 и один -10. Интегрировать такие показатели путем усреднения прямых или обратных величин будет некорректно.

Поэтому предлагается ввести логарифмическую меру позиции в рейтинге. Заметим, что логарифмическая мера дает одинаковые абсолютные значения приращений при повышении и понижении места в каждом из рейтингов как в случае прямых, так и в случае обратных величин, отличающиеся лишь знаком.

Таким образом, для расчета общего рейтинга суммируются десятичные логарифмы мест в каждом их рейтингов, умноженные на весовые коэффициенты авторитетности каждого рейтинга. Компании в итоговом рейтинге сортируются по значению этого показателя.

Показатель можно шкалировать для получения балла по десятибальной шкале, таким образом, чтобы имеющая наилучшее значение компания получила 10 баллов, не попавшие ни в один из рейтингов – 0 баллов. Остальные получат промежуточные значения. Заметим, что абсолютного лидера и абсолютного аутсайдера в реальном перечне может не оказаться. В этом случае для расчетов оценки они вводятся фиктивно (и не отражаются в финальной таблице на сайте, однако их можно увидеть в полном Excel-файле с данными по рейтингам).

Формула расчета балла: Б=(СЛОГМ-СЛОГ)*К
Где
СЛОГ – переменная, сумма нормированных логарифмов мест по каждому из рейтингов для компании, для которой рассчитывается балл,
СЛОГМ – константа, сумма нормированных логарифмов мест для компаний, не попавших ни в один из рейтингов,
К – константа, 10/(СЛОГМ-СЛОГ) для компании, занявшей итоговое первое место.

При анализе динамики логарифмической оценки можно заметить, что компания, сохранившая прежнюю позицию в общем рейтинге, может показывать увеличение или снижение логарифмического балла в случаях, если в некоторых рейтингах она заняла более высокие (низкие) места, сохранив при этом свою позицию в интегрированном рейтинге.

Примечание. В результате оценки методологии Рейтинга Рейтингов прошлого года одним из экспертов, привлеченных для работы в 2014 году, было принято решение не учитывать в рейтингах SEOpro.ru данные западного рейтинга TOPseos, т.к. достоверность собранных этим ресурсом данных по российским интернет-компаниям, а также сами способы получения информации и ее интерпретации в рейтинге вызывают сомнения.

Сводная таблица рейтингов SEOpro.ru за 2013-2014 гг. – скачайте Excel файл

Rambler's Top100