Максим Пастухов: «Я не стремлюсь к лидерству»

Максим, приветствую! Рада, что несколько месяцев назад вы начали вести личный блог и что благодаря ему появился хороший повод для интервью с вами. У вас с конца декабря, когда блог открылся, опубликовано более 2200 постов, вы их заранее писали «в стол» или это все рождается день за днем?

Это рождается (вернее, рождалось, пока я в работу с головой не ушел) прямо в момент публикации. Я долгое время не был публичным, а потом как-то "нахлынуло" желание пообщаться с себе подобными. Вот и блог завел.

А мыслей очень много накопилось невысказанных, так что первое время блог "кипел" :) Сейчас я снова в работу с головой ушел, так что на блоге поменьше статей. Но это опять же не надолго - у меня переключение между рабочими режимами периодами по пару месяцев идет. То пару месяцев блога, то пару месяцев программирования, то пару месяцев отдыха, и т.д.

Максим Пастухов с супругой

Личный блог мыслей о бизнесе и жизни по идее не создается для прямого продвижения своего продукта, но все же наверняка есть от этого блога эффект в продажах баз Пастухова? (этот вопрос позволю себе подкрепить цитатой из вашего интервью 2007 года для SEOnews: «Я блоги вел до тех пор, пока не оценил отдачу с них в текущих деньгах»).

По деньгам отдача не очень большая, но по общению с интересными людьми - просто колоссальная. Тут вопрос не в самой рекламе, а во взаимоотношениях. "До блога" я был просто брендом, теперь я для многих стал живым, реальным человеком. Если раньше у меня по большей части были чисто коммерческие отношения со многими известными людьми, теперь они уже более личными стали, что ли.

Базы ключевиков - в основном продукт для дорвейщиков. Уж сколько пишут, что дорвейный рынок сдулся. Вы можете оценить ситуацию хотя бы по их платежеспособности и спросу на базы, врут злые языки или это правда и насколько в таком случае стало сложнее зарабатывать на базах?

Я это оцениваю с позиции "мне достаточно". Я давно уже бизнесом не ради денег занимаюсь, а ради удовольствия, интересных задач. Деньгами ведь уже давно "наелся", еще во времена расцвета доров :) Мне денег от баз вполне достаточно, хотя многие мои знакомые считают, что мог бы заняться и более прибыльными делами.

Доры - да, стали не то, чтобы менее прибыльными, но более сложными. На любом новом рынке есть период халявы, когда набегают "школьники". Потом халява заканчивается и остаются только серьезные игроки. А "школьники" убегают в следующую нишу. Если доры перестали быть мейнстримом, это не означает, что нет людей, которые на них делают серьезные деньги :)

А кому еще могут быть полезны базы ключевиков?

Я изначально их делал под "белые" исследования рынков и оптимизацию Google AdWords и Яндекс.Директ. Доры случайно "стрельнули". Так что под белые исследования и PPC их тоже достаточно часто берут.

Сколько лет вы зарабатывали в интернете до баз, были ли какие-нибудь еще успешные проекты с тех пор, как базы вошли в вашу жизнь?

Да, прибыльные проекты были. Но успешными бы я их не назвал. Ибо успех для меня - сочетание всех факторов, в том числе и личного интереса к проекту. Мне легко запускать прибыльные проекты, но вот чаще всего они мне глубоко не интересны, и я на них забиваю после старта. "Первый уровень" прошел - а дальше уже скучно :)

Сейчас я работаю над большим серьезным проектом - вот он, думаю, будет и прибыльным, и успешным в моем к нему отношении. Деталей пока рассказывать не буду - проект меняется каждый день по мере развития, поэтому, что будет через полгода, я и сам не знаю.

Базы Пастухова уже давно не уникальный для рынка продукт, есть конкуренты, можете ли вы утверждать, что они ваши базы сегодня лидеры среди аналогичных продуктов?

Я не стремлюсь к лидерству и не меряюсь ни с кем. Рынок - он всех "схавает" и меня удивляют люди, которые пытаются со мной "воевать" или соперничать. Есть простое правило: на любой товар найдется свой покупатель. Именно СВОЙ покупатель, и пытаться отбить покупателя у других - чушь. В разработке продуктов - да, конкуренция есть. Но в маркетинге - тут сложнее.

Какую роль в сегодняшних прибылях играет маркетинг? Или базам Пастухова реклама не нужна?

Рынок = взаимоотношения людей. И "маркетинг" = контакт + доверие. Соответственно, "тупо реклама" без доверия очень неэффективна. Простое, человеческое общение с людьми эффективнее любой "книжной" рекламы.

Если посмотреть ваши интервью 2007 года и теперешние записи в блоге, изменилось очень многое. Тогда вы мечтали перевезти семью в Москву, теперь у вас офис с видом на море в родном Севастополе. Что изменилось за пять лет, Москва или вы?

Скорее, я изменился. Я же уже сделал попытку переехать в Москву в начале прошлого года. Только не по душе мне она стала уже. Я понял, что не в Москву хотел, а в свою молодость, в драйв, в изучение нового, в мечты и планы.

А счастье - оно от человека зависит, а не от его места жительства или дохода. Вот у меня сейчас есть интересный проект - и я на 100% счастлив даже без большого города :)

В одном из постов вы пишете, что романтика первооткрывательства в интернет-бизнесе теперь уже в прошлом и сегодня можно только развивать то, что уже есть. А ниша, которая открывается вместе с социализацией поиска? А мобильный интернет? Или там, вы считаете, кнопка «бабло» будет просто очередной модификацией старых?

Хорошая аналогия: автомобильный рынок и рынок электроники. "На заре" любой желающий мог прикрутить к телеге двигатель и стать автопроизводителем, "не хуже, чем другие". Вы посмотрите на первые автомобили, первую электронику...

Но постепенно у производителей накапливается опыт, капитал, команда, клиентская база. И новичку становится неуютно. Приходится уже выбирать себе нишу, а не лезть в мейнстрим.

В случае с социализацией поиска и мобильным интернетом мы УЖЕ имеем крупных игроков, которым ничего не стоит небольшую часть усилий перекинуть на этот фланг.

Да и вообще тут ведь от личных целей все зависит. Если цель - сделать "крутой" бизнес - то велкам в мейнстрим. Ищите инвесторов, рискуйте. Если цель - просто заработать денег, чтобы не пришлось исполнять чужие половые фантазии, то в нишах это банально проще сделать. Даже без инвесторов.

Многие посты в новом блоге посвящены рассуждениям о составляющих и гранях успешного бизнеса. Вы считаете себя успешным бизнесменом?

Я считаю себя счастливым человеком :) Ибо как "успешность" подразумевает сравнение. Нет "более счастливых" или "менее счастливых".

В случае же с бизнесом один считает успехом большую команду, второй - оборот, третий - известность, четвертый - прибыль, и т.д. Единых мерок нет и не будет.

Для меня "успешность" бизнеса = свобода и интересные проекты. Если бизнес дает тебе возможность заниматься тем, что тебе интересно, если тебе действительно хватает денег - это успех. И с этой точки зрения - да, я успешный бизнесмен :)

А счастливым человеком? Раз уж блог личный, может быть сформулируете, что для вас означает счастье?

Счастье - это ощущение, эндорфины. Чистая физиология. Спорт, здоровый сон, интересные занятия. "Психология счастья" Майкла Аргайла больше об этом расскажет, чем я. Очень рекомендую :)

Судя по записям в блоге и свежим интервью, вы стараетесь работу совмещать с развлечениями и отдыхом (просмотр фильмов и беговая дорожка в офисе), это довольно редкое сочетание, большинство руководителей и бизнесменов всегда собраны, часто на нервах, боятся упустить что-то, уступить конкурентам. Вечная гонка это не про вас? Что вы посоветуете таким коллегам?

Да ничего я им посоветовать не смогу. Мы все абсолютно разные люди. Кому-то "в кайф" посоревноваться - да флаг ему в руки, если он действительно счастлив.

Если же человек не получает удовольствия от своего дела - да, конечно посоветую просто отдохнуть пару недель и просто позаниматься спортом активно. Уверяю - многое поменяется в отношении к делам и жизни :)

Ну и понять, что мы (люди) - обычные животные, как собаки или коровы. Чистая физиология. Души нет, есть только тело. Если телу хорошо - будет хорошее настроение. Будет хорошее настроение - тело будет отвечать взаимностью.

И нервы, и счастье - самоусиливающиеся процессы. У нервного человека и здоровье слабое. У слабого здоровьем - и нервы ни к черту. Это все в комплекте идет.

Я бы перефразировал известную поговорку так: "Лучше быть богатым, здоровым и счастливым, чем бедным, больным и нервным". Ибо как других вариантов я еще не видел.

У нас была возможность сравнить Максима Пастухова в 2007 году и сегодня. Давайте попробуем представить себе Максима Пастухова еще через 5 лет. Что будет с вашим бизнесом, каким вы видите себя самого?

По большому счету, все равно. Я живу сегодняшним днем. Вот у меня сейчас есть интересный проект и какие-то деньги - и я на 100% доволен. И вряд ли какие-то, даже самые глобальные шаги, изменят мое ощущение счастья.

Если по деньгам или продуктам - ну не знаю, тоже все равно. Я вот сейчас делаю новый бизнес, новый продукт. Но это больше в качестве хобби и источника позитивных эмоций, нежели чем "поле битвы" или "бизнес-планы".

Вопросы задавала Анастасия Гутникова, SEOpro.ru



ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100