«Кокос» раскололся: покупать BDBD так же невыгодно, как и продавать

«Кокос» раскололся: покупать BDBD так же невыгодно, как и продавать

Приветствую, Андрей! Очень своевременное у нас получается интервью. Недавно прошел слух о том, что «Кокос» купил то ли всю Корпорацию РБС, то ли только ее часть – одного из лидеров SEO-рынка в России – BDBD. На Roem.ru представители как РБС, так и Кокоса, отрицали факт сделки. Но сейчас мы получим информацию из первых рук :) Итак, это правда, «Кокос» купил РБС (барабанная дробь…)?

Неправда, но приятно, что люди так высоко оценили финансовые возможности Кокоса.

А почему «Кокос» отказывался признавать это, когда появились слухи?

Не все слухи достоверны, возможно, поэтому. На недавнем совещании в Кокосе я ради интереса задал вопрос своим «топам» по поводу того, что по их мнению происходит между BDBD и Кокосом.

И какая версия была самой популярной?

Ответы получились разными – слияние, поглощение, управление, покупка… ну и смесь всего вышеизложенного. И это внутри компании, которая никогда не проповедовала секретность. Все бы ответили более точно, если бы не сбили их с мысли посты в Roem и SearchEngines. Появилась интрига типа «нам не сказали, а сами купили». Ну, что тут скажешь? Люди так устроены, вроде и верят, и понимают, что не наш стиль, ну а вдруг?

Не томи, кто оказался прав все-таки?

Я изложу свою версию происходящего. За 8 лет своего существования Кокос научился создавать качественный продукт, зарабатывать на нем и при необходимости тиражировать, внедрять в дружественные компании. Еще Кокос оброс мышцами – мощными программами, сервисами, ссылочными ресурсами, партнерской сетью, а главное – породистой командой управления, хорошо замотивированной, маневренной, упертой.

Обладая такой командой, можно спокойно раздавать часть технологий даже прямым конкурентам, имея от тех адекватную за это плату. Лично я, являясь учредителем Кокоса, спокойно могу выйти на работу в РБС (как ранее выходил в SEO-Dream) и заниматься этой компанией, создавая здоровую конкуренцию тому же Кокосу.

Если верить комментарию Юрия Синодова к «инсайду» на Roem.ru, ранее «Кокос» уже купил компании SEO-Dream и ArrowMedia. Это правда?

Если верить Юрию Синодову, надо быть, по меньшей мере, его мамой. Но ведь Синодов журналист, а в моем понимании, журналист – это нечто сродни свидетелю в суде, имеешь право описать то, что видел или слышал, но не делать собственные выводы, отдавая сие на откуп читателям.

То есть «Кокос» никого не покупал? Скорее, это вы продаете технологии и опыт конкурентам?

Ни разу за 8 лет Кокосу не удалось договориться ни с одной SEO-компанией о выкупе таковой, хотя переговоров было достаточно. Слишком рискованный бизнес (глазами покупателя), чтобы платить за него из расчета 4-5 лет прибыли, исходя из имеющихся действующих договоров. Слишком доходный бизнес (глазами продавца), чтобы брать меньше. Хотя все прекрасно понимают, что одна смена алгоритма может бизнес похоронить. Так что купля-продажа SEO-компании по сути абсурд. А вот управление, передача технологий за процент со сделок, предоставление программ, иных наработок – реально востребованный товар, потому что он как бы уже есть и за него можно заплатить с прибыли

И как все это выглядит на практике, что изменилось с момента соглашения с SEO-Dream, например?

SEO-Dream насчитывал порядка 70 человек, когда мы согласились привести компанию в порядок. По кокосовским меркам, с тем объемом работ, который на тот момент был, могли справиться 12 человек. Сегодня весь SEO-Dream – 16 человек. Директором компании является ставленник учредителей SEO-Dream, но не Кокоса. Кокос поставил работу, дал программы, обучил персонал и… отполз, имея за сделанное свой процент от прибыли. Все довольны

С РБС будет такой же сценарий?

С РБС все интереснее. Прежде всего, потому, что людям, хотя бы немного знающим Мауруса и Воронкова, должно быть понятно, что в случае купли-продажи РБС, разница между запрошенной суммой (Маурус) и предложенной (Воронков), составила бы не менее чем 1 … Яндекс, либо 7 Рамблеров и т.д. Значит, путь прост – если кокосовцы так хороши, как о них говорят, надо их тупо нанять, определив цену вопроса и принципы взаимодействия, что пара Маурус-Прокофьев с успехом и воплотила в жизнь, выиграв у Воронкова-Юровицкого все переговоры, оскорбив последних определенным количеством денежных знаков. Те особо и не сопротивлялись.

То есть опасения, что Корпорация РБС уйдет как игрок с рынка SEO, безосновательны?

Корпорация РБС не только существует, но и становится опасным конкурентом для всех без исключения. Линейка продуктов будет самой большой на рынке.

На Searchengines один из комментаторов заявил: «По некоторой информации, сумма сделки составила (внимание!) 3 000 000 рублей. Не 30, не долларов, а 3 ляма рублей. Не могу знать, насколько это правда. Но если так, то можно представить, насколько убыточна BDBD». Это правда, что за 3 миллиона рублей? И насколько же BDBD была убыточна?

Те, вчера, по пять – были очень большие…

Думаю, что мы с вами воспринимаем цифру в 3 млн. руб. как ничтожную для данной сделки, тогда как многие люди, в данном случае посетитель славного портала, может воспринимать ее как запредельную, я лично знаю нескольких людей, для которых миллион и миллиард долларов – практически одно и то же, они просто не могут воспринимать суммы, большие, чем стоимость домика в ярославской области плюс трехлетняя иномарка.

И все-таки из предыдущих ответов я поняла, что в этой сделке скорее «Кокос» продавец своих технологий и наработок и получает за это проценты от прибыли BDBD. То есть никакого чемоданчика с 3 лимонами кеша не было?

Чемоданчика не было. Кокоса не было… Казань брал. Астрахань брал. Шпака и РБС не брал :)

Еще уточнение для полной ясности. «Кокос» договорился «помогать» за вознаграждение именно SEO-компании BDBD или всей Корпорации РБС?

Павел Юровицкий и Андрей Воронков согласились возглавить BDBD, откликнувшись на предложение учредителей РБС. Еще раз. Мы с Пашей свои почки в Кокос не продавали и потому имеем право распоряжаться ими по собственному усмотрению. Не Кокос в ближайшее время будет управлять BDBD, а люди, малая часть из которых прошла школу « Кокоса».

А что происходило в самой Корпорации РБС в последнее время, почему им оказалось выгоднее перейти в управление к другой компании?

Хозяева РБС владеют многими бизнесами, они просто физически не смогут качественно управлять всем и отлично это понимают, потому и решили использовать наемный труд.

А вот у вас в разделе «Хорошо о себе» написано, что вы не покупаете ссылки на биржах. А в Корпорации РБС очень даже покупали. Даже так, что собственную биржу завели. Теперь со всех их клиентов ссылки поснимаете?

Все это процесс, он только начинается. Будем делать так, как выгодно РБС.

Кстати, к вопросу о клиентах. Они уже начали бежать с тонущего корабля Корпорации РБС? Сомневаюсь, что кто-то воспримет положительно информацию о том, что руководство компании, которой они доверили свои сайты, не справляется со своими задачами.

Реально тонущего ничего не увидели. Стагнация есть, но это лечится. О клиентах скажу, российский среднестатистический SEO-клиент по-своему уникален, рассказ менеджера по сей день значит для него много больше, чем слова в договоре. В противном случае, Кокос был бы на рынке один, ну может, Текарт что-либо адекватное противопоставил. А по сему – клиенту деваться-то особо и некуда, все те же шило и мыло.

И все-таки не очень понятно, во всех компаниях, которые «Кокос» теперь контролирует, остаются ли собственные управленцы? Гендиректор, финансовый директор, пиарщики и т.п. – есть ли они в SEO-Dream, ArrowMedia, в Корпорации РБС останутся?

Управление поменяется как минимум на 50 процентов – разговор исключительно об РБС, поскольку у других все налажено и неплохо, в случае SEO-Dream – нами, Arrow-Media - сами с усами.

С BDBD будет какая-то другая схема работы, отличная от принятой вами стратегии управления и SEO-Dream и ArrowMedia?

От BDBD макдональдсовской франшизой отделаться не получится, сюда жизнь класть придется. И еще раз напоминаю, к управлению ArrowMedia никакого отношения не имеем.

Андрей, признайся, на кого еще из конкурентов имеешь виды?

Имею возможность купить козу, но не имею желания. Имею желание купить дом… и т.д. Я не думаю об этом, поскольку не имею возможности, да и не хочу атаковать деньгами чьи-то неудавшиеся проекты, могу лишь создать уютное пространство для входа туда людей, которые понимают, что опаздывают, понимают, что это поправимо в случае относительной договорной интеграции.

Раз пошла такая пляска, а какому из конкурентов, на твой взгляд, хватило бы силенок купить вас, т.е. весь «Кокос»?

Любому, у кого есть деньги, ему даже не обязательно быть для этого конкурентом.

А за сколько бы ты сегодня согласился продать свое детище?

«Здесь царь Кощей над златом чахнет» - Именно эта картинка ожидает меня в случае продажи Кокоса. Чахнуть неохота. В моем предпенсионном возрасте могу оказаться невостребованным, так что не хочу думать о продаже.

Ну вот SEO-Dream и ArrowMedia не такие яркие игроки рынка, как РБС. Но у Корпорации ведь были такие серьезные позиции во всевозможных рейтингах SEO-компаний, причем всегда выше, чем у «Кокоса». Как вы теперь будете соперничать в рейтингах с Корпорацией РБС?

Адекватных рейтингов не существует, не придуманы, не реализованы. Борьба пиар-отделов и отсутствие доступа к «кухне» - вот и все рейтинги, по сути. По качеству и прозрачности услуг, а также стандартам SEO, Кокос реально опережает весь рынок в разы, но как остальным с этим жить или мириться? Вот и пускаются во все тяжкие.

Планируются какие-то сокращения штата в компаниях, взятых под крыло «Кокоса»? Ведь штат, по крайней мере, у Корпорации РБС, больше вашего? Хватит денег прокормить всю эту армию?

Аккаунтам РБС памятники при жизни всем. Квалификация высокая. Боюсь, что в РБС как раз придется добирать персонал, поскольку до нас много разогнали, сейчас количество сотрудников в Кокосе и BDBD приблизительно одинаковое, где-то около 150 на компанию, не считая удаленщиков.

Получается, что выделиться на SEO-рынке сегодня уже не удается за счет гениальных придумок, автоматизации или какого-то предвидения того, где Яндекс будет закручивать следующую гайку. Теперь остается только скупать тонущих конкурентов? Андрей, тебя самого не пугает ситуация на рынке, когда крупнейшие игроки сдуваются? Может быть, молитвами Яндекса, и пришла, наконец, смерть SEO?

Жизнь и смерть – соседи. Человек привык к соседям, привык к чужим жизням и смертям, собственной жизни не понимает, собственной смерти не ведает. Рассуждает о плохо прогнозируемом и опасном разве что спьяну и на позитиве.

Яндекс и SEO – сожители и в каком-то виде им все равно вместе барахтаться, поменяются термины и бренды, но деньги, скорее всего, останутся. И любят их не только в Яндексе, а значит, закрыть их все в рамках одного портала будет проблематично, как-то прокормимся. 

Вопросы задавала Анастасия Гутникова, SEOpro.ru


ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100