Sape будет жить, несмотря на "Минусински"

Sape будет жить, несмотря на "Минусински"
Sape будет жить, несмотря на "Минусински"

Каждый раз "Яндекс" всё убедительнее вещает о конце ссылочного продвижения, и каждый раз верить в эти слова хочется всё меньше. Пережив прошлогоднее "московское бессылочное" и не заметив особой разницы, многие оптимизаторы стали более прагматичны к заявлениям поисковика. Однако раздутая история "Минусинска" заставила даже экспертов присмотреться - а не пора ли отказываться от ссылок?

Впрочем, в очередной раз ссылки выжили, а те, кто панически отказывался от них, теперь пытаются вновь забраться хотя бы в топ-10. SeoPro решили узнать, как повлияли действия "Яндекса" на биржи ссылок - первоочередную цель всех изменений в алгоритмах. Интервью компании дал Антон Шаманаев, директор по продукту сервиса Wizard.Sape.



Антон, доброго дня!
Яндекс всерьез пытается "убить" ссылки уже второй раз. Тогда, после выключения ссылок по коммерческим тематикам в Москве, на форумах говорили о закате ссылочной эры продвижения Рунета. Ничего не произошло. Сейчас градус пытается поднять только сам "Яндекс", нахваливая свой алгоритм и обещая долгие страдания черным оптимизаторам. Вебмастера больше не верят в возможность смерти ссылок?

Добрый день!
Это даже не второй, а уже третий раз на моей памяти. Была история в 2009 году: Яндекс тихо отключил ссылки, выдачу заполонили дорвеи, и он включил их обратно. Год назад ссылки были «отключены» в Московском регионе по ряду тематик. Целый год в сеошной тусовке обсуждалось и исследовалось, что же конкретно было отключено и было ли. И, в общем и целом, действительно,  – ничего в SEO-технологиях принципиально не поменялось.
Сейчас ощущения такие же: принципиально ничего не изменится. Яндекс захотел «обелить» ссылочный сигнал, очистить его от шума, создаваемого SEO-ссылками. Поэтому изменятся границы «белой зоны» и конкретные инструменты получения ссылок. Но об их смерти речи не идет.


Как отреагировали на угрозы "Яндекса" клиенты Wizard Sape? Пытаются ли вебмастера снизить риски или молча принимают их?

Были паникеры, которые побежали снимать все ссылки сразу 15 апреля, в день анонса нового алгоритма. Ну, люди с такой психологией всегда есть в составе аудитории сколь-нибудь крупного сервиса. В основном, наши клиенты вдумчиво оценивают намерения Яндекса. Во второй половине апреля некоторые почистили ссылочную массу от каких-то старых ссылок, поскольку Яндекс намекал на то, что за возрастные ссылки накажут в первую очередь (по факту, это не особо подтвердилось).
Те, кому пришли письма от Яндекса (робот Wizard.Sape их видит, если пользователь предоставил ему доступ к своей панели Яндекс.Вебмастер), чистили ссылки чуть активнее.
Если смотреть в целом по системе, конечно, есть проседание по обычным (арендным) ссылкам, но совсем не критичное. Да и по факту под фильтр «Минусинск» попало всего 0,6% сайтов, продвигаемых в Wizard.Sape, хотя основное средство продвижения у нас – именно SEO-ссылки.
Однако стоит признать, что с точки зрения информационного воздействия «минусинская» кампания войдет в историю. Яндекс сделал ее очень эмоциональной и агрессивной. Нам пришлось мобилизовать все свои клиентские службы, чтобы проконсультировать наших сомневающихся клиентов и разъяснить им еще раз базовые принципы ранжирования, предъявить факты. Наслушавшись выступлений представителей Яндекса, мне самому захотелось побежать и снять все ссылки :) Но это чисто эмоциональная реакция, а цифры говорят об обратном.


Имея большие объемы данных по ссылкам, ваши аналитики наверняка пытались проанализировать, каковы характеристики ссылок, которые не нравятся "Минусинску"? Поделитесь какими-то выводами с вебмастерами?

Абсолютно четких зависимостей вида «если А больше 100, то Б» нам обнаружить не удалось. И, насколько я знаю, никому из профессионалов SEO-отрасли это пока не удалось. По-видимому, все зависимости имеют некую вероятностную составляющую.
Закономерности, в целом, прослеживаются. Чаще письма-предупреждения, а также наложение фильтра настигало сайты, которые:
  • имели огромную массу SEO-ссылок в абсолютном выражении (десятки тысяч);
  • имели средних размеров общую ссылочную массу, при этом большую долю SEO-ссылок в ней (80-90%);
  • покупали много очень дешевых SEO-ссылок с доноров низкого качества;
  • покупали много ссылок с точным вхождением поискового запроса в анкор.

Повторюсь, это не зависимости, а закономерности. В каждом случае были и обратные примеры. Есть сайты, купившие в Wizard.Sape по 20 тысяч ссылок, и не попавшие ни под какой Минусинск и даже не получившие писем.
Осталось впечатление, что в выборе наказанных сайтов присутствовал то ли человеческий фактор, то ли этот список был составлен из нескольких подсписков, каждый из которых набирался по разным правилам.


На ваш взгляд, стоит ли прекращать закупку новых ссылок? 

Наши замеры показывают, что те, кто продолжает закупать ссылки должного качества в нормальном темпе – растет, как и прежде. Кто снимает – как правило, падает. Конечно, есть обратные кейсы, но в целом картина такова, «исключения подтверждают правило».


"Минусинск" можно назвать российским "Пингвином" Google. Сравнима ли эффективность работы этих алгоритмов?

Пока оценить сложно. Тем не менее, надо признать, что Penguin положил начало новой эпохи в зарубежном SEO – обычные «махровые» SEO-ссылки там используются очень в малой степени, и прежде всего их боязнь – в головах маркетологов. Раньше, когда я работал в агентстве «МедиаНация», зарубежные клиенты говорили: никаких покупных ссылок! Никакой SAPE! За это зафильтрует Google. Мы говорили: ничего не зафильтрует, вот посмотрите – наши другие зарубежные клиенты прекрасно используют арендные сапоссылки, они эффективны. Да и технологии вывода из-под Пингвина известны и работают. Отвечают: нет, мы боимся, лучше покупайте нам втридорога настоящие пиарные статьи со ссылками.
Думаю, что Яндекс добивается похожих «социальных» изменений в Рунете. Но у нас и зарубежных маркетологов разная психология. Те охотнее следуют правилам, а наши SEO-специалисты постоянно проводят эксперименты и пытаются нащупать грань дозволенного. Например, громкие наказания за накрутку поведенческих факторов и постоянное тиражирование этой темы в профессиональном сообществе так и не привели к тому, чтобы люди полностью отказались от накруток.


Считается, что борьба "Яндекса" со ссылками поможет загнать вебмастеров в "Директ". На ваш взгляд, эффективен ли такой подход для владельцев сайтов?

Какие-то бюджеты, безусловно, перетекут. Уже перетекают, вспомним баннер «Холодильник.ру» на главной Яндекса, размещенный сразу после попадания первого под фильтр.
Вообще, в каждый сильный апдейт, когда кто-то из ключевых рекламодателей падает в органической выдаче – чтобы сохранить трафик, он сразу начинает больше тратить на «Директе». Это частая история, на которую, по моему мнению, и идет расчет в Яндексе. Но глобально, пока органическая выдача не формируется согласно размеру трат в «Директе», SEOшные бюджеты, я думаю, останутся в SEO – перетекут в агентства, в другие SEO-сервисы и т.д.


Какие еще направления оптимизации, помимо Директа, могут стать актуальными, если давление на ссылки как фактор ранжирования в Яндексе усилится?

По идее, будет расти актуальность трафиковых факторов: трафик по ссылке, поведение этого трафика у вас на сайте, разнообразие состава трафика вашего сайта и т.д. Это все и сейчас имеет большое значение, и оно, думаю, будет расти.
Однако еще может произойти, как это ни прискорбно, новый расцвет черных методов SEO типа «Хрумера», спама по каталогам, мотивированных отзывов на форумах, спама в комментариях в соц. сетях и блогах и проч.
И экосистему Рунета это может ухудшить еще сильнее ссылок. Уже сейчас, выбирая покупку, постоянно сталкиваешься с лже-отзывами, проплаченными обзорами и постами. А «новым SEO» могут стать именно они. И в отличие от безобидных подвальных ссылочек, такие рекламные сообщения будут бить по мозгам непосредственно нашим с вами, а не поисковых роботов.


Если волны "Минусинска" не прекратятся, и алгоритм действительно научится определять SEO-ссылки с безупречной точностью, какое будущее ждет биржи ссылок? 

Биржи выработают новые форматы размещений. Если такой банальный формат SEO-ссылок, как блочное размещение в подвале работает уже лет десять, то любой более-менее вменяемый новый формат должен продержаться еще столько же.
Куда развивать ссылочные форматы – вариантов масса. Трафик по ссылке, близость характеристик этого трафика к аудитории сайта, естественность ссылки и др. – есть еще масса факторов, на которые биржи попросту «забивали», поскольку самые простые форматы продавались и работали хорошо. Пришло время реализовать какие-то из этих идей.


Ощутимы ли уже сейчас финансовые потери вашей компании?

Есть небольшое снижение доходов, но на текущую работу оно никак не влияет. В декабре-январе, когда случился обвал рубля, все было гораздо хуже.


Возможна ли переквалификация российских бирж под Google?

Все диктуется долей трафика Google в том или ином регионе. Сейчас Google в России, в целом, слабее Яндекса и сильно менее интересен нашим рекламодателям. Если доля Google вырастет – конечно, мы тут же переквалифицируемся. У нас отдельные наборы стратегий уже давно работают под Украину, Казахстан, где правит бал Google. 


Яндекс боролся с теми, кто ссылки продает, потом пытался ссылки игнорировать, теперь он пессимизирует тех, кто ссылки покупает. Чего, на ваш взгляд, можно ждать от Яндекса через год в отношении ссылок?

У Яндекса каждый год новые идеи наказаний, предсказать которые трудно. Возможно, будет какой-нибудь АГС-117 или Минусинск 2.0.
Или, наоборот, Плюсинск, если Минусинск таки сильно ухудшит качество поиска.


В каком направлении развивается ваша биржа, чтобы обезопасить своих клиентов от новых идей поисковиков? Есть ли какие-то перспективные направления?

Да, мы разрабатываем новые форматы размещения, расширяем базу ссылочных доноров. Разумеется, корректируем наши действующие автоматические стратегии, которые уже сейчас учитывают новые «минусинские» ограничения.
Говоря именно о сервисе Wizard.Sape – мы, как и прежде, движемся в сторону комплексного интернет-маркетинга. Мы хотим собрать под одной крышей лучшие технологии и самые необходимые инструменты привлечения трафика. И скоро будет несколько новых релизов.


Вопросы задавал Роман Зубреков, SEOpro.ru


ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100